Пулемет «Максим» (образца 1943 года)
Декоративное оформление пулемета отражает то, какую важную роль выполняет православие в великой истории русского военного искусства. С духовной точки зрения, сложно переоценить значение церкви для военнослужащего, ведь русское воинство понимается не иначе, как святая доблестная рать. Россия на протяжении многих веков участвовала в военных конфликтах и в часы опасности каждый настоящий мужчина обязан был взять в руки оружие, чтобы защищать свою землю. В православии существует сонм воинов, которые были удостоены венца святости.
Невозможно представить себе развитие отечественных вооруженных сил без Русской Православной Церкви. Наша военная культура основана на православии. С первых дней прихода на Русь православная церковь несла в войска священные понятия чести, достоинства, верности присяге, формировала воинский дух русского воина. Обладая оружием материальным, армия остро нуждается в оружии духовном, без которого она не может эффективно и осознанно реализовать свое предназначение. Это духовное оружие вкладывает в сознание воинов Церковь.
Единство русского воинства и воинства небесного – вот главная идея, которая нашла отражение в работе над украшением пулемета. Сопутствующей целью явилась историческая составляющая, где главной задачей было коснуться самых важных военных вех в русской культуре.
Лицевая сторона щита пулемета увенчана двуглавым императорским орлом, держащим в лапах щит с изображением главного российского военного символа – Георгия Победоносца. По обе стороны от орла в овальных медальонах выполнены образы канонизированных православных князей Александра Невского и Дмитрия Донского. Они олицетворяют истоки военной славы русского оружия. Вся эта композиция объединена георгиевской лентой с надписью: «Слава русскому оружию»
Чуть ниже располагаются изображения воинов небесных – Архистратига Михаила с поднятым мечом и Архангела Гавриила с копием и щитом, которые возглавляют Высшую борьбу с силами зла.
В больших картушах нарисованы две батальные сцены. Слева фрагмент Ледового побоища, а справа – эпизод из боев Великой Отечественной войны. Таким образом отображена историческая ретроспектива глубокой военной традиции русского военного опыта и мастерства нескольких поколений.
В нижней части щита написана молитва за Россию и воинство ее: «Господи Боже наш! Укрепи силою Родину нашу, умножи славу ея победами над супостаты: утверди всесильною десницею Твоею державу нашу, сохрани воинство ея, отыми от нас всяк глад и пагубу, избави ны от огня и меча и нападения враг, и от всякаго восстания противнаго»
Тыльная сторона щита увенчана гербом Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Сам герб расположен в окружении военно-патриотической символики – знамен, труб, горнов, сабель, лент. Арочная нисходящая композиция опирается на две триумфальные арки с пушками и знаменами у основания. Из арок в лучах света воспаряют ангелы, трубящие Славу русскому воинскому духу, силе русского оружия, множественным победам и величию государству Российскому.
Слева сверху выведена цитата из молитвы Святому Георгию Победоносцу: «Да укрепит государство Российское неприменяемым миром и благословением»
Кожух пулемета декорирован двумя поясами с изображением гирлянды из ветвей, оплетенных георгиевской лентой. На крышке заливной горловины нанесен официальный вензель Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Короб пулемета украшен накладками, богато наполненными русской военной символикой разных времен, начиная с Отечественной войны 1812 года, до современных гербов вооруженных сил Российской Федерации и ВМФ. В качестве отсылки к военному наследию присутствуют изображения боевой атрибутики: лук с колчаном и стрелами, сабли, ружья, щит, пятиконечные звезды. В левом картуше надпись с медали за Крымскую войну 1853-1856 гг.: «На Тя Господи, уповахомъ, да не постыдимся во веки»
Вся используемая военно-патриотическая символика окружена традиционным русским орнаментом, который дополняет и объединяет все значимые элементы. Множество гирлянд из ветвей дуба или лавра, а также пальмовые ветви – это традиционные символы побед и триумфа, эмблемы доблести и мужества, знаки великих свершений победителей на военных поприщах. Все вышеперечисленные качества, безусловно, являются основой русского православного воина, его ментально базой и главной отличительной чертой.
Изделие украшено в традиционной технике Златоустовской гравюры на металле.
Применены декоративные операции :